Vadim Alekseev (certus) wrote,
Vadim Alekseev
certus

Category:

маленькие хитрости РЖД

Спасибо ivanaxe - за наводку. Но поскольку мне не захотелось просто давать полученную мной ссылку на ЖЖ, займусь злостным кросспостингом.


-----------------------------------------------------------
Андрей Тарчевский.


И ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
по приобретению железнодорожных
билетов. Октябрь 2005- февраль 2007

Тайны железных дорог разведывал
Андрей Тарчевский,
e-адрес: пожалуйста, наберите с клавиатуры:
t a r c h е v s k i у co бaкa mail точ ka r u

Текст начинается с эпиграфа, автором которого является
хозяин журнала (не помню, всвязи с чем, правда, я это сказал
- прим. А.Савв.):

КАЧЕСТВО УСЛУГ НАХОДИТСЯ В ОБРАТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СТОИМОСТИ

Информация, представленная здесь, является обобщением значительного личного опыта автора,
который хочет подарить читателю полезные идеи, однако не забывайте,
что полученные результаты зависят от Вашего творчества,намерения и усилий.
_____________________________________________________________________________________________________________________
ЗНАЙТЕ, ЧТО ДЛЯ МНОГИХ ПОЕЗДОВ ВЫДЕЛЕНО ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕСТ, ПРОДАВАЕМЫХ ТОЛЬКО ОТ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТАНЦИЙ.

Предположим, нам надо купить билет от Москвы до Вологды и обратно. Через Вологду проходит много поездов (в Череповец, Архангельск, Воркуту и др.), однако, когда мы запросим место до Вологды (или обратно, от Вологды
до Москвы), дешевых билетов на удобные поезда может не оказаться. Почему? Железнодорожники хотят,чтобы пассажиры ездили на Череповецком поезде до (и от) Череповца, а не до (и от) Вологды, расположенной на три часа ближе к Москве. Поэтому, если нет мест на этот поезд от Вологды до Москвы, смотрим наличие билетов от станции Кипелово (час от Вологды в сторону Череповца), и - не поверите - там могут быть сотни (!) свободных мест.
Подобных примеров много - мы ехали в Вологду на Северодвинском поезде, но брали билеты до станции Сухона, следующей за Вологдой. Разница в цене- небольшая, порядка 15 рублей.
Как правило, отсутствуют дешевые обратные билеты на удобные поезда из Киева в Москву. Посмотрите наличие мест от станции Казатин-пассажирский, предыдущей остановки многих проходящих через Киев поездов. Скорее всего, результаты приятно удивят Вас. Билет будет дороже всего на 60 рублей.
С Воркутинского направления на Москву трудно взять хорошие билеты от Котласа (потому что там есть "местный", весьма неудобный и медленный поезд Котлас-Москва), но от более дальних станций Урдома, Эжва есть много мест до Москвы на удобный проходящий поезд 27, от Княжпогоста- на поезд 33, от станции Печора- на поезд 41, а от станции Сейда - на поезд 175.
До станции Бологое удобно и дешево ехать в общем вагоне поезда, следующего в Боровичи, однако билет надо спрашивать до следующей станции Березайка.
На каком поезде ездят из Москвы до Питера, не скажу, догадайтесь сами.
Узнать бесплатно подробную информацию о движении поездов, наличии мест в системе "Экспресс-2" и стоимости проезда можно по адресу http://train.mza.ru/. Сайт иногда недоступен днём в летнее время, так что проявите настойчивость и терпение. Сайт http://www.rzd.ru/e3/index.php?he_id=735 дает почти ту же информацию, но медленнее.
По адресу http://www.tutu.ru/poezda можно быстро узнать и удобно распечатать расписание движения поезда, дни, когда поезд в ходу. Теперь этот сайт научился говорить о наличии мест, если выбрать опцию "заказ билета". Сайт работает быстро (поэтому нет гарантии, что их информация строго соответствует реальному времени), а цены, показываемые там - выше цен в нормальных кассах (например, билет, продающийся в нормальной кассе за 274 рубля, у них стоит 550).
Если вы хотите понять, куда "спрятаны" билеты на данный поезд, выведите маршрут его следования и методично (но не бездумно!) запрашивайте места с разных станций. Можете узнать много интересного!

ДВА НЕДОСТАТКА ЭТОГО МЕТОДА.
1. Если Вы выходите, не доехав до станции назначения, никто, разумеется, не будет переживать. (Вам даже могут вернуть в кассе некоторые деньги за непроследованное расстояние - в этом случае надо подойти в кассы после отправления поезда, из которого вы вышли, но не позднее четырех часов. При этом необходимо взять у проводника оторванные им корешки билетов- иначе вам ничего не вернут!) Но если Вы не сели в поезд на той станции, от которой взят Ваш билет, свободное место теоретически могут продать, особенно, если станция та далеко. Подстраховаться можно, послав телеграмму (заказное письмо) начальнику соответствующего вокзала, отправив ему официальное письмо (или передав письмо по пути следования лично или через начальника поезда, на котором Вы едете "туда". (Содержание: В связи с... посадка ... числа ... месяца в поезд вагон ... на места... будет произведена на станции ...) Имейте его копию или квитанцию на всякий случай.
По правилам вы, конечно, должны сесть в поезд на станции своего отправления, но если вы проникнете туда на следующей станции, кто же решится объявить Вас безбилетным пассажиром?
Проводники утверждают, что посадить вас в поезд в этом случае они обязаны, но, если их не предупредили, ваши места могут быть заняты другими пассажирами. Впрочем, из шести наших посадок с группой на более поздней станции никаких проблем не было.

2. Билет от (до) более дальней станции, понятно, несколько дороже, хотя и ненамного.

ПЕРЕМЕННЫЙ ТРАФАРЕТ. [Дополнение Владимира Кондратьева]
Зачастую билет по нужному маршруту (например, Москва - Севастополь) купить нельзя: система "Экспресс" отвечает, что "мест нет". В этом случае можно запросить на тот же поезд билеты Москва - Харьков и Харьков - Севастополь. В случае удачи Вы увидите оба таких билета (возможно, даже на одно и то же место одного и того же вагона). Такое явление называется "переменным трафаретом" - на часть мест не продаются билеты "сквозь Харьков", что позволяет пассажирам из Харькова уехать на этом поезде на юг. В описываемом случае Вы сможете в Москве купить билеты Москва - Харьков и Харьков - Севастополь; недостаток метода (кроме несколько более высокой цены) - возможно, Вам придется в Харькове перейти с одного места на другое. Чаще всего переменный трафарет бывает в поездах с протяженным маршрутом и/или следующих на южные курорты; чаще всего переменный трафарет бывает по крупным станциям (Харьков, Курск, ...).
Еще примеры: Поезд Серов-Москва имеет вагон, полностью "перезагружающийся" в Перми, а поезд Москва-Хабаровск- в Костроме.

_______________________________________________________________________________________________________________________
"ЧУДО"
Временами (нечасто и трудно предсказуемо) случается добавление в продажу целого свободного вагона дней за 10-12 до отправления поезда. Обычно такое происходит, когда в других вагонах остается мало мест. На Питерском направлении известен случай добавления двух плацкартных вагонов к удобному поезду 030А за 5 дней до отправления. (Впрочем, это вагоны были раскуплены за день), и назначение целого дополнительного поезда за два-три дня до отправления.

________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЦЕПНЫЕ ВАГОНЫ
До сих пор некоторые поезда имеют беспересадочные вагоны, которые следуют в разные интересные места, например из Москвы в Углич, Весьегонск, Лев Толстой. Как правило, они являются "нефирменными вагонами фирменного поезда", а если поезд скорый, они, из-за перецепки к местному поезду, являются пассажирскими, следовательно, дешевыми. Железная дорога успешно борется с этим пережитком социализма и таких вагонов становится всё меньше и меньше. Замечено, что в некоторые прицепные вагоны (Москва- Лев Толстой и обратно) продажа билетов начинается не за 45 суток с утра, а за 10 суток до момента отправления поезда. Обратные же билеты в такие вагоны могут быть недоступны в Москве, но легко покупаются на станции отправления. Сайты показывают в этом случае "мест нет" (даже за 45 суток), либо стыдливо выдают пустое окошко. Посмотрите в этом случае наличие мест на ближайшие дни. Проверьте, в ходу ли выбранный поезд в запрошенный Вами день.

________________________________________________________________________________________________________________________
"ФИРМЕННЫЕ" ПОЕЗДА.
Как известно, "фирменные" поезда стоят дороже примерно на 30%. Однако, в некоторых "фирменных" поездах есть "нефирменные" вагоны, а билет в них продается по обычному тарифу (к сожалению, в последние годы это явление встречается всё реже). Узнать о наличии таких вагонов и стоимости проезда в них можно по указанным выше адресам http://train.mza.ru/ , http://www.rzd.ru/e3/index.php?he_id=735 (надо "щелкнуть" по номеру поезда). В справочных компьютерах, установленных на вокзалах, такая информация иногда отсутствует, а цена, которую они показывают - дорогая, "фирменная".
Работники касс могут не позаботиться о цене Вашего билета, поэтому следует настойчиво просить кассира дать место в нефирменном вагоне.
В поезде Москва-Рыбинск до 2005 года были "фирменные" плацкартные вагоны 6, 7 за 239 рублей и обычные, нефирменные 2, 12, за 160. Разницы в конструкции вагона, уровне обслуживания и в чем-то еще нами не обнаружено ?.

________________________________________________________________________________________________________________________
ОБМЕН БИЛЕТА НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Как известно, при посадке в поезд часто проверяют документы отъезжающих, поэтому провезти человека по чужому билету проблематично. (Подмена участника при поездке по России может пройти успешно с группой детей, едущих по свидетельствам о рождении, тем более, что документы у групп проверяют редко, а, если проверяют, то обычно довольствуются находящимися у руководителя ксерокопиями их). Однако будем законопослушны и не пожалеем 240-290 рублей на законное выполнение процедуры. (Нам не вернут сборы 0 или 50 рублей за билет "туда" и 100 рублей за обратный и вычтут по 70 рублей с каждого билета за возврат). Обмен билета происходит через возврат его в систему. Если на этот поезд давно раскуплены все места, нет гарантий, что билет (сразу после его возврата) не купит другой человек раньше Вас. Чтобы свести риск к минимуму, одна и та же касса должна заниматься операцией возврата и продажи. Такой кассы нет в центральном агентстве, а вот на Казанском вокзале она есть! Также это может сделать одинокая касса где-нибудь на станции. Профессионализм ее работника, как всегда, важен.
Чтобы сдать билет, нужен подлинник документа его владельца, его вполне заменит Ваш билет на этот же поезд и Ваш паспорт.

________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИОБРЕТЕНИЕ БИЛЕТОВ ДЛЯ ГРУППЫ.

Если надо 10 и более билетов, Вы можете обратиться в групповые кассы Московского железнодорожного агентства. Эта организация находится в Малом Харитоньевском пер., д. 6/11 корпус 2, в пяти минутах от метро Чистые Пруды.


ИМЕЕТ ДОСТОИНСТВА:
- Готова продать большое количество билетов в спокойной обстановке, обычно без очередей, (правда, очередь из одного человека может занять пол часа).
- По долгу службы будет подбирать в вагоне удобные для группы места.
- Летом 2005 года обычные кассы "видели" места на адлерские поезда, но не могли их продавать, утверждая, что места "на брони", в то время как групповые кассы продавали эти билеты.
- Может забронировать для группы те самые места на проходящие поезда, о которых говорилось выше, но от нужной Вам станции.
- Предлагает скидку 10% для групп школьников - в то время, когда обычных льгот нет.
Однако этот выигрыш в стоимости может быть больше или примерно равен дополнительным сборам за бронирование и покупку билетов в этих кассах 30+50 рублей за школьный билет туда, 30 рублей за билет обратно, 125+50 рублей за "взрослый" билет...
- Иногда предлагает маленькие скидки большим группам (конечно, не в разгар туристского сезона).
- Вместо копий паспортов всех едущих достаточен заверенный список.
- Возможна замена одного участника на другого, подтвержденная официальной бумагой от организации, без обмена билета в кассе.

ИМЕЕТ НЕДОСТАТКИ:
- Обслуживает организации. Вам потребуются официальные бланки, печать, подписи директора и бухгалтера, масса банковских реквизитов и кодов, доверенности на получение билетов.
- За каждый "взрослый" билет надо заплатить по 125,4 рублей (2007 год) дополнительно, а за школьный билет 31,4 рублей. (На 10 школьников 1 сопровождающий взрослый платит не 125, а только 31,4 рублей сбора).
- Взимается сбор 50,4 рублей при продаже билета "туда" более, чем за 9 суток до отправления. (Обычные кассы в этом случае сбор не берут).
- Бронировать билеты желательно не позже, чем за 18 дней до выезда.
- Если выбрана групповая квота на нужный поезд, то билеты не дадут, даже когда в обычной кассе есть места.
- При покупке билетов с промежуточных станций вы заплатите по 50 рублей (2005 год) за место дополнительно, за то, что агентство делает запрос телеграммой на нужную станцию. После этого Вы будете ждать ответа несколько дней.(Впрочем, ответ обычно будет положительным).
- Количество документов с подписями и печатями, которые надо подготовить для обслуживания в этих кассах, впечатляет. Кроме того, там время от времени придумывают какую-нибудь новую бумагу, которую надо принести, а у вас ее нет или она не так оформлена. Тогда придется приехать еще раз.
Для группы школьников, кроме списков и заявок в трех экземплярах на каждое направление и доверенности требуют бумагу, удостоверяющую, что в группе следует человек, обученный оказывать первую медпомощь, и она укомплектована медаптечкой.
- Места с группового билета можно сдать только в этом агентстве, опять же с письмом от организации и доверенностью, это должен делать человек, покупавший билеты, а потери будут большими при возврате билета менее чем за неделю!

Я стараюсь не связываться с групповыми кассами без особой нужды.
Обычная касса может (и обязана) одновременно продать Вам до 9 билетов в одну сторону и 9 обратных. Даже если придется три раза стоять в очередях, проще, дешевле и быстрее получится.
Изредка касса соглашается продать более 9 билетов.

Существует некая телеграмма МПС от 2005 года, предписывающая обычным кассам не продавать места группам, якобы для обеспечения безопасности следующих поездом школьников от потенциальных солдат или заключенных, которые вдруг да поедут в том же вагоне и создадут неприятности. Поэтому иногда кассиры в обычных кассах категорически отказываются подобрать нужный Вам вагон, мотивируя это тем, что начальство накажет их за это. В таком случае можно: 1)найти смелого (умного) кассира, 2)пойти к начальству, обычно оно не боится подбора вагона и говорит, чтобы кассир продал билеты, 3)написать жалобу по поводу того, что вы не смогли докупить несколько билетов в тот вагон, который просили; пока вы её пишете, начальство, вероятно, согласится продать нужные билеты. Проверено на практике. Только не играйте в эту игру слишком серьезно, ведь в случае неудачи нетрудно пойти в соседние кассы и взять билеты там.

________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

- Перед тем как занять очередь, не поленитесь минуту-другую внимательно понаблюдать за кассиром - поймите, будет ли этот человек делать что-то доброе для вас. Это очень важный пункт, когда я небрежно выполняю его, потом всегда жалею о потерянном впустую времени.
- Средняя скорость массовой выдачи билетов одна - полторы минуты на билет, то есть покупка 9 билетов туда и 9 обратно займет 20-30 минут. Предупреждайте занимающих за вами очередь, если вы берете много билетов. Тогда они встанут в очередь в соседнюю кассу, или же будут спокойно ждать.
- Кассир должен продать билет по ксерокопии паспорта или по бумажке с аккуратно написанными фамилией, инициалами, серией и номером паспорта. Однако, при покупке школьного билета в период действия 50% скидки весьма желателен подлинник или ксерокопия свидетельства о рождении (паспорта) и необходима справка из школы! Для покупки детского билета также нужно свидетельство о рождении. Многие кассы отказываются продать льготный билет на основании справки из школы и паспортных данных ребенка без ксерокопии паспорта или свидетельства. (Тем не менее, в инструкции есть фраза: "Льготные билеты продаются при наличии данных о документе, удостоверяющем личность, и подлинника документа, дающего право на льготы". Поэтому, если кассир не даёт билет, можно сходить к администратору успех не гарантирован, но весьма вероятен.)
- Если свидетельство о рождении украинское, нужен вкладыш о российском гражданстве - гражданам других стран льготы не положены.
- Знайте, что вы имеете право купить билеты любого направления на любом вокзале в количестве до 9 штук в каждую сторону. Если кассир ворчит по этому поводу, или же пытается отослать вас в групповые кассы, или на другой вокзал, значит, он не хочет работать, а вы не выполнили самый главный первый пункт.
- Иногда, когда очереди велики, полезно присмотреться к кассам "для военнослужащих", "Для инвалидов", "Для продажи билетов в Калининград" и т.п. Как правило, очередь там заметно меньше, и в ней нет ни инвалидов, ни военнослужащих, и можно купить билеты быстрее.
- Помните, что в кассах вокзалов бывают перерывы, причем в разных кассах - в разное время. Кроме того, некоторые кассы на вокзале продают билеты "на сегодня". Посмотрите расписание до того, как займете очередь.
- Работники касс находятся на своих рабочих местах, чтобы качественно и по правилам обслужить Вас. Тем не менее, случается, что кассир на вокзале или в центральных кассах необоснованно отказывается вас правильно обслуживать. Например, не желает продать вам 9 билетов туда и 9 обратно, потому что Вы отказываетесь от добровольного страхования. В таком случае, запомнив номер кассы, вы можете подойти к администратору и пожаловаться, и он, вероятно, поставит вас без очереди в инвалидную кассу и всячески постарается замять конфликт. Обычно администратор компетентен и вежлив, кроме того, он не хочет, чтобы на кассира написали жалобу. Однако, если случилась такая неприятность - это результат вашей ошибки в важнейшем действии- выборе "правильного" работника кассы.

________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫБОР МЕСТА И ВАГОНА
- Изучите заранее ситуацию с билетами и точно узнайте, на какой поезд, какого числа, в какой вагон хотите взять их.
- Номера поездов, указываемые в интернете, имеют также букву (например 602Я), и сообщение её обычно радует кассира.
- Как правило, билеты более интенсивно продаются, начиная с меньших номеров вагона. Поэтому при малой загрузке поезда больше шансов на то, что вагон с большим номером так и поедет полупустым.
- Кассиры не любят заранее сообщать стоимость билета на разные поезда (им технически сложно это сделать), они предпочитают сообщить ее непосредственно перед тем, как печатают вам билет. Тут уж не до выбора дешевого поезда. Поэтому озаботьтесь вопросом стоимости до посещения кассы.
- Когда берете много билетов, не забудьте заранее выбрать вагон, в котором достаточно мест. (На сайте вся информация есть, в том числе по местам в вагонах). Большинство кассиров соглашается давать места в нужный вагон, но для этого надо объяснить, что в этом вагоне уже едет ваша группа.
- Кассиру нетрудно выбрать для вас места в вагоне, если вы правильно выполнили пункт 1. Однако он любит продавать билеты партиями по 4 штуки (или меньше, если вы покупаете 2-3 билета), и номера ваших мест будут идти подряд. Поэтому, беря в свободный вагон 3 билета, легко просить 2 нижних и одно верхнее, а при покупке 4 билетов - будут 2 нижних и два верхних места. Сделать не так (например, заказать места номер 5, 18 и 47) - дополнительная работа для кассира.

________________________________________________________________________________________________________________________
ЦЕНЫ, СКИДКИ, СБОРЫ, ЛЬГОТЫ (2007).
- Полезно отличать кассы, не берущие дополнительных сборов (они находятся на вокзалах, железнодорожных станциях, в Центральном железнодорожном агентстве) от касс различных трансагентств. Последние взимают дополнительный сбор, например, 150 рублей с каждого билета.
- Знайте, что если не попросить кассира не давать вам квитанцию добровольного страхования, то он ее даст, а это потеря 30 лишних рублей.
- Льготы школьникам (50%) с 1 октября по 15 мая действуют только на территории России. При покупке билета на Украину или Белоруссию скидки очень малы (например, "взрослый" билет в Гродно стоит 563 рубля, а школьный- 476).
- Для студентов ВУЗов, училищ, техникумов льгот на дальние поезда нет.
- Стоимость билетов на внутренние украинские поезда (разумеется, купленных не в России), раза в два меньше аналогичных цен в России.
- При покупке билета от вашего города более, чем за 9 суток до отправления комиссионный сбор не взимается, так что есть повод сэкономить 50,4 рубля на каждом билете!
В сутки отправления этот сбор составит 62,7 рублей.
- При покупке билета не от вашего города, в том числе обратного билета, сбор составит 100,6 рублей, вне зависимости от того, насколько заранее вы приобретаете его.
- Возврат билета в пункте отправления более чем за 8 часов до отправления приведет к потере 69,4 рублей и ранее уплаченных сборов, от 2 до 8 часов - ещё и к потере 50% стоимости плацкарты (стоимость билета состоит из стоимости проезда в общем вагоне плюс Ваша доплата за плацкартное или купейное место, эти суммы напечатаны на билете. Вот от этой последней удерживают 50%). Билет можно сдать даже при опоздании на поезд не более 12 часов- со потерей стоимости плацкарты. Так что любителям опаздывать на поезд советую ездить в общем вагоне :)!

- Существуют заметные сезонные колебания цен на билеты. Некая средняя стоимость билета в зависимости от даты отъезда умножается на коэффициент от 0.45 до 1,45 (например, выехать 1 января втрое дешевле, чем 30 декабря!)
В 2007 году за билет в одно и то же место, средняя стоимость которого 1000 рублей, Вы заплатите (без сборов):
1 января - 450 рублей
2 января - 6 января 1120
7 января - 8 января 1200
9 января - 20 февраля 800
21 февраля - 27 апреля 1000
28 апреля - 29 апреля 1300
30 апреля - 7 июня 1030
8 июня - 9 июля 1120
10 июля - 25 июля 1140
26 июля- 31 августа 1200
1 сентября - 30 сентября 940
1 октября - 10 ноября 780
11 ноября - 20 декабря 800
21 декабря - 24 декабря 900
25 декабря - 26 декабря 1040
27 декабря - 28 декабря 1150
29 декабря - 30 декабря 1450
31 декабря 890
Есть повод подобрать "дешевую" дату отъезда!


СЧАСТЛИВОГО ПУТИ !
Tags: жизнь, транспорт
Subscribe

  • без них не светит свет

    Так сложилось, что основная немецкоязычная соцсеть для меня — Твиттер, и там я читаю существенное количество людей инфраструктурно важных профессий —…

  • они будут тоже трудны

    Моя френдлента забита постами людей, подводящих итоги года. Я личные итоги года обычно не подвожу, но на сей раз выскажу мысль, действительно…

  • памятник архитектуры

    Каждый год во второе воскресенье сентября в Германии проходит День открытого памятника. Мы живём в районе Дрездена, богатом памятниками…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • без них не светит свет

    Так сложилось, что основная немецкоязычная соцсеть для меня — Твиттер, и там я читаю существенное количество людей инфраструктурно важных профессий —…

  • они будут тоже трудны

    Моя френдлента забита постами людей, подводящих итоги года. Я личные итоги года обычно не подвожу, но на сей раз выскажу мысль, действительно…

  • памятник архитектуры

    Каждый год во второе воскресенье сентября в Германии проходит День открытого памятника. Мы живём в районе Дрездена, богатом памятниками…